Дети испытывают полное доверие к нравственным эталонам, задаваемым взрослыми. Если бабушка дарит игрушку внуку, приговаривая: «Не давай мальчишкам, а то сломают», то дошкольник будет следовать бабушкиному наказу.
Только представьте, какое противоречие при этом наваливается на юную личность. С одной стороны, ребенок считает, что должен следовать бабушкиной «заботе». А с другой стороны, из-за этого сверстники называют его жадиной и не хотят с ним дружить. К тому же родители и та же бабушка несколько дней назад твердили, что жадничать нехорошо…
Не секрет, что некоторые семьи проповедуют двойные стандарты. В семейном кругу призывают своих детей быть добрыми, щедрыми, уступчивыми. Но, отпуская дошкольника поиграть со сверстниками, наставляют совершенно иначе: с тем не дружи, игрушки не раздавай, настаивай на своем…
Подобный двойственный подход мешает ребенку усвоить нравственные нормы, и, следовательно, воспитать в себе соответствующие нравственные качества. Дошкольник теряется, что же все-таки важнее – быть приветливым и дружелюбным со всеми или дружить избирательно; проявлять щедрость или жадность?
Еще более значимым примером для ребенка являются поступки и поведение значимых взрослых. От родителей дошкольник перенимает стиль отношения к другим людям, к природе, к животным. На основе реальных поступков ребенок сформирует свои представления о «хорошем» и «плохом». Нравственный или безнравственный смысл родительских поступков перекроет все нравоучения, адресованные ребенку. Морально-этические ориентиры их детей – это калька семейных ценностей.
Жумабекова Г.Т., специалист по работе с семьей отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия.