Вы здесь

Памятка в помощь специалистам учреждений

Бюджетное учреждение Омской области

 «Комплексный центр социального обслуживания населения Павлоградского района»

 

Оказание ситуативной помощи  людям с инвалидностью, правила поведения и рекомендации по использованию слов и понятий  при общении с этими людьми

 

                                                              Подготовила специалист по социальной  работе отделения социальной реабилитации инвалидов Кинзерская Е.А.

Павлоградка – 2020

 

Действия сотрудников при оказании ситуационной помощи в соответствии с кодами категорий инвалидности

Ситуационная помощь оказывается с учетом той ситуации, в которой находится инвалид соответствующей категории.

2.1. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «К» – инвалид передвигается в коляске (нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) при передвижении вне дома)

Сотрудник:

- выходит из кабинета к месту ожидания инвалида;

- здоровается, представляется, выясняет цель визита;

- помогает в случае необходимости раздеться в гардеробе;

- информирует о наличии штатной коляски, которая служит для перемещения внутри здания;

- помогает в случае необходимости пересесть в штатную коляску и обратно;

- сопровождает при передвижении к месту назначения;

- помогает получить необходимую услугу;

- информирует о безопасном пути эвакуации, в случае чрезвычайной ситуации;

- обеспечивает высокую культуру обслуживания;

- при необходимости оказывает помощь при посещении туалета.

2.2. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С» – инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации (нуждается в помощи (сопровождение) посторонних лиц (персонала) вне дома)

Сотрудник:

- выходит из кабинета к месту ожидания инвалида;

- здоровается, представляется, выясняет цель визита;

- обеспечивает высокую культуру обслуживания;

- помогает в случае необходимости раздеться в гардеробе;

- сопровождает под локоть при передвижении к месту назначения;

- оказывают помощь при ориентации в здании;

- помогает получить необходимую услугу;

- информирует о безопасном пути эвакуации, в случае чрезвычайной ситуации;

- при необходимости оказывает помощь при посещении туалета;

- сопровождает при передвижении до гардероба;

- оказывает помощь при одевании.

2.3. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «О» – инвалид с поражением опорно-двигательного аппарата, нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) в самообслуживании и при передвижениях вне дома

Сотрудник:

- выходит из кабинета к месту ожидания инвалида;

- здоровается, представляется, выясняет цель визита;

- обеспечивает высокую культуру обслуживания;

- помогает в случае необходимости раздеться в гардеробе;

- сопровождает к месту назначения;

- помогает получить необходимую услугу;

- информирует о безопасном пути эвакуации, в случае чрезвычайной ситуации;

- при необходимости оказывает помощь при посещении туалета;

- сопровождает при передвижении до гардероба;

- оказывает помощь при одевании.

2.4. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Г» – инвалид глухонемой или глухой (при формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в услугах сурдопереводчика).

Инвалид глухой, при формальном общении нуждается в услугах сурдопереводчика. Ситуационная помощь инвалиду оказывается во всех помещениях, где отсутствует письменная информация о предоставляемых услугах.

При плановом посещении инвалиду с кодом «Г» необходимо заранее обращается в службу помощи за сурдопереводчиком или сопровождающим лицом.

При посещении слабослышащий общается к сотрудниками через сурдопереводчика, а при его отсутствии при помощи переписки на бумажном носителе. Сотрудник охраны и специалист должны иметь блокнот и ручку для переписки со слабослышащим инвалидом.

Сотрудник:

- выходит из кабинета к месту ожидания инвалида;

- через сурдопереводчика или при помощи переписки на бумажном носителе здоровается, представляется, выясняет цель визита;

- обеспечивает высокую культуру обслуживания;

- сопровождает к месту назначения;

- помогает получить необходимую услугу;

- информирует о безопасном пути эвакуации, в случае чрезвычайной ситуации;

- провожает инвалида.

Правила поведения при общении с инвалидами

  •  Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
  • Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.

Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении:

  • Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
  • Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
  • Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
  • Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
  • Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
  • Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
  • Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
  • Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.
  • Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
  • Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими:

  • Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
  • Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
  • Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным.
  • Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
  • Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.
  • Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
  • Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
  • Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
  • Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
  • Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.
  • Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.
  • Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
  • Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола».
  • Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
  • При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад — это неудобно.

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими  нарушение слуха:

  • Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
  • Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.
  • Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
  • Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
  • Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
  • Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.
  • Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
  • Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
  • Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.
  • Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
  • Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
  • Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.
  • Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.
  • Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими  задержку в развитии и проблемы общения,  умственные нарушения:

  • Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
  • Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
  • Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.
  • Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.
  • Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
  • Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
  • Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми. Например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
  • Обращайтесь непосредственно к человеку.
  • Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.

Правила этикета пи общении с инвалидами, имеющими психические нарушения:

Психические нарушения — не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.

  • Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
  • Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
  • Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
  • Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
  • Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.
  • Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи:

  • Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их — в ваших интересах.
  • Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
  • Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.
  • Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.
  • Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта человека.
  • Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
  • Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
  • Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
  • Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ — написать, напечатать.

Рекомендации по использованию слов и понятий при общении с инвалидами

ИСПОЛЬЗУЙТЕ

слова и понятия, не создающие стереотипы:

ИЗБЕГАЙТЕ

слов и понятий, создающих стереотипы:

 Человек с инвалидностью

Человек с ограниченными возможностями, больной, искалеченный, покалеченный, неполноценный, калека, с дефектом здоровья, с недостатком здоровья

 при сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности: 

Не инвалид, человек без инвалидности

Нормальный / здоровый

Человек, использующий инвалидную коляску; человек на коляске; человек с парализованными ногами

Прикованный к инвалидной коляске, паралитик, парализованный

«Колясочник» – приемлемо в среде общения людей с инвалидностью 

Врожденная инвалидность, инвалид с детства

Врожденный дефект / увечье / несчастье

Имеет ДЦП (детский церебральный паралич), человек (ребенок, дети) с ДЦП

Страдает ДЦП, болеет ДЦП, «дэцэпэшник»

Человек, перенесший полиомиелит / имеет инвалидность в результате…;  человек, который перенес болезнь / стал инвалидом в результате...

Страдает от полиомиелита / от последствий полиомиелита, жертва болезни

Человек с особенностями развития / с особенностями в развитии, человек с ментальной инвалидностью, с особенностями ментального развития

Отсталый, умственно неполноценный, с задержкой / отставанием в развитии, с интеллектуальной недостаточностью, с умственной отсталостью, имбецил, дебил

Ребенок с особенностями развития

Слабоумный, «тормоз», с задержкой / отставанием в развитии

Дети с инвалидностью

Дети-инвалиды

Дети с особыми образовательными потребностями

Школьники-инвалиды

Человек с синдромом Дауна, ребенок (дети) с синдромом Дауна

С болезнью Дауна, «даун», «монголоид», «даунята» (о детях с синдромом Дауна)

Человек с эпилепсией

Эпилептик, припадочный, страдающий эпилептическими припадками

Человек с особенностями психического развития, человек с особенностями душевного или эмоционального развития

Псих, сумасшедший, люди с психиатрическими проблемами, душевнобольные люди, люди с душевным или эмоциональным расстройством

Незрячий, слабовидящий человек, с инвалидностью по зрению

Слепой, совершенно слепой

Неслышащий / глухой слабослышащий человек, с инвалидностью по слуху, пользующийся жестовой речью

Глухой как пень, человек с нарушением слуха, человек (ребенок) с остатками слуха, глухонемой

ПРИМЕЧАНИЕ: «Слепой», «глухой», «с нарушением слуха», «с нарушением в развитии», «с психическим расстройством» – такие словосочетания привычны для людей с инвалидностью, но в остальном обществе они способствуют формированию взгляда на человека с инвалидностью, как на человека с медицинскими проблемами.


По вопросам обращаться в отделение социальной реабилитации инвалидов

по адресу: р.п. Павлоградка, ул. Больничная, д. 23

тел.: 3-14-08

ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕРВИС